Околосезона. Интересные факты о седьмом сезоне «Игры престолов».

С 16 июля по 27 августа все прогрессивные любители сериалов и фантастики с напряжением следили за развитием сюжета самого популярного телепродукта современности – «Игры престолов». Первая серия нового сезона, как все уже привыкли, вновь поставила рекорд по просмотрам – 10,11 миллиона зрителей. По сравнению с дебютом предыдущего, едва ли не самого удачного сезона, количество зрителей выросло на 27%. Четвёртая и пятая серия ещё немного повысили эту планку, а заключительная седьмая серия довела количество зрителей до невероятных 12,1 миллиона человек. И это только официальные цифры. Как известно «Игра престолов» уже много лет лидирует и в пиратских рейтингах, являясь самым скачиваемым сериалом на торрентах.

В этой статье мы не будем обсуждать сюжет, с ним вы можете ознакомится и сами. Также избежим подробной критики, так как понимаем, что некоторые логические нестыковки и «телепортация» персонажей необходимы для поддержания ритма и накала страстей, благодаря которым сериал и стал так популярен. Вместо этого мы расскажем о некоторых интересных фактах вокруг седьмого сезона.

Начнём с объяснения одной из самых частых претензий к сериалу. В России уж точно самой частой. Почему на Севере и за Стеной люди ходят без шапок? В интервью газете The New York Times Кит Харрингтон, исполнитель роли Джона Сноу (ну или как там его?) признался, что решение показывать северян без шапок было принято создателями сериалов уже давно, потому что в шапках персонажи менее узнаваемы и важнее показывать лица героев. «Но поверьте мне, никто не хотел надеть шапку сильнее меня», — добавил актер.

Продолжая зимнюю тематику добавим, что широкое распространение получило заявление художницы по костюмам Мишель Клэптон, сделанное ей ещё в мае 2016 года, но как-то пропущенное фанатами мимо ушей. Она рассказала, что шубы членов Ночного Дозора сделаны из шкур, приобретённых в IKEA. Норвежское подразделение данной торговой сети быстренько спохватилось и выпустило инструкцию, как из шкуры ЛУДДЕ при помощи ножниц сделать накидку дозорного.

Любое масштабное явление культуры не может избежать пародий. Так, в КВН пародийный номер о «Игре престолов» ещё в 2014 году показала Сборная МИСиС. В прошлом году шоу «Однажды в России», так же при участии бывших КВНщиков, выпустило сюжет, посвященный этому сериалу. В нынешнем году российское издание комиксов Bubble пародирует сериал в седьмом (совпадение? не думаю) номере комикса «Мироходцы».

Создатели сериала и сами не чужды иронии. Они отреагировали на интернет-мем с Джендри, бастардом Роберта Баратеона. Последний раз зрители видели его ещё в третьем сезоне сериала, когда он отплыл на лодке с Драконьего Камня, спасённый Давосом Сивортом от жертвоприношения. Долгое отсутствие персонажа породило шутки о том, что он всё ещё где-то плывёт на своей лодке. И вот в пятой серии нового сезона Давос встречает Джендри со словами «Я думал, что ты всё ещё гребёшь».

«Игра престолов» ссылается не только к самой себе. Есть в ней намёки и на другие фантастические сюжеты. В игре «Ведьмак 3: Дикая Охота» можно встретить командира нильфгаардского гарнизона Петера Саара Гвинлеве, который внешне очень похож на актёра Джерома Флинна, сыгравшего наёмника Бронна в «Игре престолов». Фанаты обеих вселенных так часто шутили над этим сходством, что создатели сериала не удержались и в четвёртом эпизоде почти дословно процитировали диалог из игры:
— Сир Бронн, составьте компанию Тарли и ускорьте наши сборы.
— Я не умею собирать зерно.
— Нет, но убеждать упрямых крестьян отдать их урожай… Держу пари, у вас просто талант.

Дикая популярность сериала имеет для выпускающего его канала НВО и негативные последствия. Участились атаки хакеров на сервер канала. В сети была опубликована корпоративная переписка и даже целый сценарий пятой серии. Тем не менее, как вы уже читали выше, пятая серия смогла поставить рекорд по просмотрам. Но это ещё полбеды. Из-за ошибки испанского отделения НВО в эфир на неделю раньше срока попала шестая серия. Спустя час испанцы опомнились, но было уже поздно, фанаты успели записать экранные копии. Естественно, многие зрители не выдержали и посмотрели серию не в лучшем качестве. Но даже несмотря на это официальная статистика просмотров упала незначительно, ведь многие зрители опасаются спойлеров к сериалу и сознательно ограничивают свой доступ к информации в интернете.

Что касается спойлеров, то тут здорово сказал автор серии романов «Песнь Льда и Пламени», по которой и ставится сериал. Джордж Мартин этим летом приезжал в Россию, где поучаствовал в пресс-конференции и 7-ой Петербургской фантастической ассамблее. Некоторые вопросы и ответы на пресс-конференции повторяли предыдущие многочисленные интервью с Мартином, поэтому приведём только наиболее интересные слова фантаста.

О спойлерах:
— Я пишу книги, и хотя в производстве сериала я тоже принимаю некоторое участие, мое основное занятие — книги. Вообще я нахожу забавной эту панику насчет слитых сценариев, потому что пока выходили первые пять сезонов сериала, мои книги давно были в продаже, и любой желающий мог узнать содержание следующего сезона из них. Знать, что произойдет дальше — вовсе не то же самое, что получать удовольствие от чтения или смотрения того, как это произойдет. Сохранять в тайне сюжетные загадки и повороты — хорошо, но большие произведения искусства, будь то книги, фильмы или сериалы, получают признание не только из-за сюжета, поэтому их можно перечитывать и пересматривать не один раз. Например, я могу получать удовольствие от перечитывания «Войны и мира», хотя знаю, что Наполеон проиграл.

О влиянии российской истории на книги Мартина:
— Сейчас в «Песни Льда и Пламени» нет элементов российской истории. Мой основной источник — историческая литература по временам Войны Алой и Белой Розы, Столетней войны, крестовым походам и пр. Я читаю только по-английски и, к сожалению, не видел хороших детальных трудов по средневековой истории России на английском. В то же время я был бы рад вдохновиться такой литературой и позаимствовать кое-что из русской истории для себя.

О возможности русскоязычному писателю стать таким же популярным, как Мартин:
— Что же до возможности русскоязычному писателю стать популярным, то пример Толстого и Достоевского подтверждает, что это возможно. Современному писателю? Не знаю, в принципе возможно всё. Своей нынешней известностью, скажем, я во многом обязан успеху сериала «Игра престолов», это самый популярный сериал канала HBO, при том что у них было полно хитов в предыдущие годы («Дедвуд», «Клан Сопрано», несколько комедийных). «Игру престолов» сейчас показывают чуть ли не во всех странах мира, так что и мои книги читают чуть ли не во всех странах мира. Присутствующий здесь Крис Лоттс, мой агент, может это засвидетельствовать. Меня перевели на 46 языков. Автору из любой страны придется получить аналогичную международную известность, чтобы стать настолько же влиятельным. Другой фактор, играющий в мою пользу, заключается в том, что английский язык чрезвычайно широко распространен на сегодняшний день. Я много путешествую по миру, и когда встречаюсь с фанатами, выясняется, что многие из них читали мои романы по-английски, а не на своем родном языке — так было в Финляндии, откуда я только что приехал. Выходит, мне повезло, что я пишу по-английски во времена, когда положение дел обстоит таким образом. Не думаю, что для, скажем, русскоязычного писателя это сработало бы. С другой стороны, мы живем в глобализированном мире, в мире, который постоянно сжимается, и я бы хотел, чтобы интеграционные процессы шли в обе стороны. Англоязычные книги переводятся на множество языков даже в моем случае, а ведь есть еще Джоан Роулинг и Стивен Кинг. В то же время, я не вижу обратного процесса, не вижу переводов книг на английский, а такое перекрестное опыление было бы очень полезно. Литература и цивилизация от этого много выиграли бы.

О судебной системе Вестероса:
— Однако в романах основного цикла судебной системе уделяется не слишком много внимания, потому что в них действуют могущественные короли, драконьи владыки, завоеватели, устанавливавшие собственные законы. Однако в моих исторических хрониках мира, «Мире льда и пламени», и особенно в планируемой истории правления Таргариенов, «Пламени и крови», про это сказано больше. Да, в первую очередь там упоминаются битвы, убийства, предательства, отравления, но есть и информация о том, как короли основывали замки, строили дороги, устанавливали основы судебной системы. Но вообще людям гораздо интереснее читать рассказы о битвах, чем трактаты о градостроении или юридических системах.

О других книгах, описывающих историю Вестероса:
— «Мир льда и пламени» планировался в первую очередь как артбук, там на каждой странице должны были быть иллюстрации, созданные лучшими фэнтези-художниками. В дополнение к этому планировалось порядка 50 тысяч слов по истории мира. Я работал совместно с двумя главными своими фэнами, Линдой Антонссон и Элио Гарсией с сайта westeros.org, они должны были собрать воедино крупицы информации, изложенной в романах, а я потом расцветил бы немного собранный ими энциклопедический материал. В дополнение к этому я собирался написать несколько вставных историй, деталей, которые я давно придумал, но которые мне не представилось возможности использовать в романах серии, поскольку это был материал о прошлом, о людях, живших за сотни лет до событий «Игры престолов». В итоге, когда Линда и Элио завершили свою часть, она одна содержала 70 тысяч слов, а после того, как я прошелся по ней, прибавила еще 20 тысяч. Затем я начал работать над вставками и через некоторое время обнаружил, что написал 350 тысяч слов для своей части. Стало понятно, что такой объем текста в «Мир льда и пламени» никак не поместится, мы убрали все мои вставки, и я осознал, что у меня получается целая новая книга. Эта книга подробно описывала бы историю правления Таргариенов, король за королем, от времен Эйгона I Завоевателя до Восстания Роберта, случившегося совсем незадолго до событий «Игры престолов». Причем написанные мною 350 тысяч слов вместили историю только до Эйгона III, то есть примерно до середины. Именно эта книга будет опубликована под названием «Пламя и кровь», и сейчас я завершаю работу над первой из двух ее частей. Мы надеемся выпустить этот первый том в 2018-м.

«Пламя и кровь» — не типичный роман. Это исторические хроники никогда не существовавшего мира, рассказ о людях, которые никогда не жили в реальности. И меня бесконечно поражает, что есть фанаты, которые знают историю моего выдуманного мира лучше, чем историю собственных стран.

О пародиях:
— Если ваше творчество становится популярным, то рано или поздно появляются пародии — это естественно. Так что, когда я вижу серию «Южного парка», где сюжет основан на «Песни льда и пламени» и «Игре престолов», это приятно, я польщен. Но даже в самых диких своих фантазиях я не мог представить, что когда-нибудь увижу пародии на самого себя — на писателя, а не на моих героев. Полное ощущение нереальности происходящего. Меня изображали в Saturday Night Live и в том же «Южном парке», про меня рисуют мини-комиксы… Но это часть славы, что тут поделать.

О путешествиях:
— Знаете, это соотносится с вопросом о пародиях: проблема в том, что я не могу больше путешествовать по местам, где бываю или хочу побывать, потому что слишком узнаваем. Для звезд кино это ситуация обычная, но не для писателей. Стоит мне появиться в публичном месте, где бывает много туристов, у меня тут же начинают просить автографы, селфи и так далее. Сами люди при этом очень милы, но их слишком много. В результате я очень ограничен в путешествиях.

Ну а закончим мы эту статью разговором о фанатских теориях, которых появилось несметное множество. Сам Мартин не раз, в том числе и на пресс-конференции в Петербурге, говорил о своём отношении к ним. Раньше он с ними знакомился и это было интересно, но потом понял, что из неверных теорий ему бы хотелось заимствовать идеи, а из-за верных хочется поменять повествование, чтобы было неожиданно. Так работать невозможно. Поэтому теперь он ограждает себя от теорий, а все ключевые события саги расписаны ещё в 1990-х.

И тем не менее фанатам доставляет огромное удовольствие строить теории и Мартин им в этом не мешает. А если зрителям и читателям это интересно, значит произведение можно считать удачным. Финал седьмого сезона напрямую подтвердил парочку весьма значительных теорий, но что будет дальше всё ещё очень сложно предсказать. Так что все ждём заключительный сезон и продолжение литературного первоисточника.


Поделись!