Как часто мы не можем отличить современного искусства от намалёванного дрессированным шимпанзе? О, очень часто! Что стоит миллионы долларов, а на что не стоит и смотреть? Как не упустить возможность приобрести потенциальный шедевр по бросовой цене, если Вам на улице вдруг встретится Бэнкси? В этих вопросах Вам поможет разобраться следующая подборка книг.
Дональд Томпсон «Как продать за $12 миллионов чучело акулы».
Несмотря на тщательность и всеохватность исследования, книга гарвардского профессора экономики Дона Томпсона представляет собой эталонный образец нон-фикшена: она доходчиво и просто рассказывает о сложном, то есть может быть полезна как экспертам, так и широкому кругу читателей. Очевидное достоинство рассказа Томпсона — его непредвзятость. Автор может рассказывать, как фотография Сталина, непринятая одним из аукционов, была в итоге продана за шестизначную сумму с пририсованными Дэмиеном Хёрстом красными усами, но осуждать эту сделку он не готов. Томпсон показывает, каким образом работает рынок, но выводы о культурной ценности искусства читателю предлагается сформулировать самостоятельно.
С одной стороны, Томпсон рассказывает анекдотические и шокирующие истории о баснословных тратах, бунтарском маркетинге и импульсивных покупках с чеками на миллионы долларов. С другой — его текст пронизан скепсисом по отношению к инвестированию в современное искусство. Ключевая проблема его исследования связана даже не с текстом, а с датой его выхода в свет: оставаясь увлекательным и полезным чтивом, с 2009 года книга успела несколько устареть.
Пирошка Досси «Продано! Искусство и деньги».
Немного наивная, эмоциональная и слишком левацкая, но всё равно интересная и полная инсайтов книга от арт-консультанта и жены художника Уго Досси. В основе её работы лежит критика процесса денежного спекулирования художественными ценностями — автор старательно подбирает обличительные свидетельства, начиная с эпохи Древнего Рима и заканчивая современностью. В начале ею движет моралистический пафос, затем — пафос антикапиталистический. Досси обличает современные рыночные отношения с их наиболее очевидными агентами вроде галериста Чарльза Саатчи, но, когда наступает момент огласить полный список обвиняемых, кажется, начинает обходить острые углы. Парадоксальная двойственность книги — своего рода занятная особенность восприятия человека изнутри системы. Впрочем, во время выхода в 2007 году книга наделала шуму и по сей день не потеряла актуальности.
Филип Хук «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я».
Более сорока лет проработав в качестве эксперта Christie’s и Sotheby’s, Филип Хук может себе позволить зайти на оценочную территорию, которую старательно избегают другие авторы, пишущие о рынке современного искусства. Он объясняет, какие именно особенности и художественные качества влияют на цены конкретных лотов. Хук рассказывает, почему импрессионистов берут чаще, чем распятия великих мастеров, почём нынче стоит дегенеративное в прошлом искусство, и не стесняется выдавать экспертную оценку Мунку, Пикассо и другим известным художникам. Его книга составлена как весьма неформальный алфавитный каталог. И, помимо искусствоведческих и финансовых рассуждений, эссе автора полны анекдотов, иронии, вольных биографий художников и прочей ничем не стеснённой работы мысли.
Луиза Бак, Джудит Грир «Искусство в собственность. Настольная книга коллекционера современного искусства».
Методичка для настоящих или потенциальных коллекционеров искусства от тандема авторов — обозревателя The Art Newspaper и коллекционера со стажем. Бак и Грир не углубляются в пространные философические и экономические интерпретации арт-рынка. Вместо этого они концентрируются на ссудах, страховании, наполнении и хранении коллекции, способах подсчитать стоимость инсталляции, ценообразовании в галереях и взаимодействии дилеров, кураторов и художников. «Искусство в собственность» имеет практическое, утилитарное назначение, и в этом заключается её главное преимущество. Научный редактор русского издания — известный арт-критик и искусствовед Екатерина Дёготь.
Анна Арутюнова «Арт-рынок в XXI веке. Пространство художественного эксперимента».
Компактная (меньше 300 страниц), наукообразная (выпущенная издательством ВШЭ) и, что самое главное, актуальная (дата выпуска — 2015 год) книга об истории формирования рынка искусства, написанная инсайдером — историком искусства и бывшим редактором журнала ART+AUCTION Russia. Арутюнова успевает объяснить, как в эпоху Возрождения художники конкурировали не за денежные заказы, но за лояльность состоятельных донаторов, каким парадоксальным образом складывались торговые отношения в эпоху романтизма и как Энди Уорхол перевернул рынок современного искусства. Один из ключевых нарративов исследования — взаимодействие и сравнение двух символических систем: денежной и художественной. Автор не боится выходить за территорию экономики и организации институтов искусства. Она размышляет о культурных, исторических и философских предпосылках ситуации, в которой рынок готов поглотить любой продукт или жест, сделать его своей частью и навесить справедливый ценник.
КОММЕНТАРИИ