29 марта в российский прокат вышел новый фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться», снятый по одноимённому роману Эрнеста Клайна. Сюжет переносит зрителя в 2045 год, когда… Бла-бла-бла! Шлите к чёрту все рецензии и обзоры, если вы игрок! Если вы любите черепашек-ниндзя и знакомы с боевыми жабами, помните «Робокопа» и «Кинг Конга» на кассетах формата VHS, спорили о превосходстве Street Fighter над Mortal Kombat, не спали из-за Фредди Крюгера, ну и в конце концов уверены, что Дюк Нюкем должен умереть не из-за того, что так поётся у группы «Сплин», то это кино для вас.
Но главное в этом гимне поп-культуре конца XX века всё же не огромное количество отсылок к ней, а игра с ними. Игра в принципе. Игра, как образ жизни. Игра, как основа человеческой культуры вообще. Вряд ли кто-то сможет высказаться на эту тему более подробно и обосновано, чем голландский культуролог Йохан Хёйзинга в своём трактате Homo ludens («Человек играющий»), но веселей, легче и красочней получается у Спилберга и Клайна. Последний участвовал в написании сценария, а первый скромно убирал из него отсылки к собственным фильмам. Но все не уберёшь.
Как уже было сказано, действие картины разворачивается в 2045 году, когда большая часть человечества предпочитает существовать в виртуальном «Оазисе», нежели в хлипких «Штабелях» реальной жизни. Подобных сюжетов в мировой фантастике предостаточно. Да и сценарий обсуждаемого фильма не предлагает зрителю ничего сверхъестественного. Злая корпорация против свободных одиночек – кто первый найдёт «пасхалку» в глобальной многопользовательской игре, тот станет хозяином нового мира. Зрителю здесь интересен не очевидный результат, а процесс его достижения, что легко можно понять из первого абзаца данного обзора. Есть информация, что в фильме около 80 «пасхалок». Может и больше, глаз порой просто не успевает улавливать все детали. Надо пересматривать через паузы. Хотя это не всегда гарантирует вам стопроцентное узнавание момента. Одно может крыться в другом. Например, успев привыкнуть к постоянному присутствию Стального гиганта в кадре, можно не заметить, что он погибает, как Терминатор. Отсылки есть не только в самом фильме. Была создана целая серия постеров, пародирующих постеры фильмов целевой эпохи, такие как «Битлджус», «Бегущий по лезвию», «Назад в будущее», тот же «Стальной гигант» и другие.
Но вновь придётся повториться – главное здесь не форма, а дух. Дух, который царил, например, в очень специфическом фильме «Скотт Пилигрим против всех». Дух игры, как способа существования и восприятия мира. Речь не о крайних случаях эскапизма. Конкретным игроманам здесь прямым текстом напоминают о том, что «только в реальной жизни можно нормально поесть». По-настоящему любит и умеет играть только тот, кто может отказаться от игры, когда это необходимо. И вместо игры здесь можно применить какое угодно понятие. Даже дружбу, даже любовь. Фильм и об этом тоже. По большому счёту смотреть и получать удовольствие от него могут не только упоротые гики, иначе бы Спилберг не был Спилбергом. Жаль только, что у них на лицах не будет довольной ухмылки, когда один из героев, не смотревший «Сияния», заходит в комнату №237.
КОММЕНТАРИИ