Ape-pocalypse сегодня

Но тому, о Господи, и силы,
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»
(Николай Гумилёв, «Война»)

После «Восстания» (2011) и «Революции» (2014) человечество привело само себя к «Войне» — заключительной части фантастической трилогии о невероятно умной обезьяне по имени Цезарь и борьбе его вида за выживание. «Планета обезьян: Война» — это уже девятая полнометражная картина франшизы, начатой фильмом «Планета обезьян» 1968 года, снятого по одноимённому роману Пьера Буля 1963 года. Для понимания происходящего все это смотреть не обязательно, хотя и не безынтересно, но три фильма XXI века являются полноценной трилогией, так что «Восстание» и «Революцию» смотреть нужно. Тем более, что «Война» стала более чем достойным финалом этой истории. Возможно, это лучший блокбастер лета 2017 года.

При этом интересно, что формальных признаков блокбастера у него не так уж много. Он не лёгок и не весел, его динамика выражается не через экшен, а компьютерная графика решает художественные, а не развлекательные задачи. Любой трейлер этого фильма вас обманет, но это с лёгкостью прощаешь, потому что название не обманывает – фильм о войне. О войне, но не о сражениях.

Покрытая дождём, туманом и снегом, картина наполнена скорбью и ненавистью, непониманием и прощением, безумием и холодной логикой. И всё это виртуозно прошито хрустальными мелодиями Майкла Джаккиано. Режиссёр Мэтт Ривз сумел красиво, интересно и драматично рассказать о вещах всем известных. Человечество практически всю свою историю провело в войнах и все их ужасы прекрасно знает. Но отчего-то не хочет помнить о них, помнить постоянно, чтобы не повторять. Причина такой забывчивости очень проста. Никто ведь никогда не ведёт войны во зло, все всегда сражаются во благо. Во благо народа, веры или государственного строя, за светлую идею или, если уж совсем плохо дело, за выживание.

В свете этого главный антагонист фильма, которого все зовут просто Полковник (Вуди Харрельсон), предстаёт ярким представителем вида Человек воюющий. Он сражается за выживание, его доводы абсолютно логичны, даже его ненависть к обезьянам, кажется, продиктована соображениями поддержки собственной доктрины и боевого духа подчинённых. А Цезаря (Энди Серкис) он возможно даже уважает где-то в глубине души, не зря же в первом разговоре с ним Полковник вспоминает великих полководцев прошлого, соперничавших друг с другом. Его мотивация понятна, а готовность приносить жертвы на пути к цели не может не восхищать… и ужасать. Он человек. По-своему правый, логичный, просто продукт эволюции. Но что если правда, логика и эволюция вдруг становятся злом? Просто ли человеку будет отвернуться от них? Нет, до смерти сложно.

После всего вышесказанного можно подумать, будто Цезарь представляет в фильме исключительно положительного героя. Да, он протагонист, но не идеальный. Живой герой, который поддаётся звериной агрессии, ошибается и признаёт свои ошибки. Но даже это признание не всегда может его остановить на выбранном пути. И чем же тогда он отличается от Полковника? Да почти ничем. Никакая логика и никакие инстинкты не могут оправдывать зла.

Есть уверенность, что трилогия о Цезаре превзошла даже первые фильмы о планете обезьян. Также есть уверенность, что не все назовут её идеальной. Но так и мы сами, знаете ли, не идеальны. Это ведь не значит, что мы не достойны внимания.


Поделись!