В США «Чёрная Пантера», восемнадцатая картина кинематографической вселенной Marvel, уже в первые дни проката побила сразу несколько различных кассовых рекордов, среди которых лучший старт февраля, зимы и понедельников за всю историю. Крепким орешком для неё оказались только «Звёздные войны», до которых она не дотянулась в личном первенстве по наработке с площадки и общем сборе уикенда – третьи места после седьмого и восьмого эпизодов космической саги. Что, тем не менее, весьма впечатляет. Хорошая касса – голос простого зрителя. Профессиональные американские критики тоже в восторге. В рецензиях мелькают слова «настоящее искусство», «глубина темы» и «большой шаг вперёд». Так что к широкому прокату на территории России фильм «Чёрная Пантера» подошёл в ультрасовременных бесшумных «кисках» на босу ногу. Но уйдёт уж если не совсем разутой, то в обычных сандалиях.
В России такого оглушительного успеха «Чёрной Пантере» не видать. Следует учитывать разность наших менталитетов, истории и культур. Такое ощущение, что у наших заокеанских партнёров комплекс вины за рабовладельческое прошлое переходит в психоз. Вдвойне странно, что подобный психоз, только выросший из комплекса униженных и оскорблённых, активно прогрессирует и у потомков рабов. И чего уж нам совсем не понять, так это того, что и те, и другие зачем-то усиленно культивируют чувство взаимного позора вместо того, чтобы перевернуть эту страницу истории и начать по-настоящему равноправные человеческие отношения.
В связи с этим одно из самых ценных высказываний «Чёрной Пантеры» — это хрестоматийная критика расизма. Только не белого, а чёрного. Ведь им не только в фантастике, им и в реальности уже попахивает. Один из антагонистов – Киллмонгер (Майкл Б. Джордан) – настолько поглощён желанием равноправия, что готов ради этого идти по головам своих братьев. Даже месть за отца у него где-то в списке второстепенных задач. Естественно, благородный Т’Чалла (Чедвик Боузман) его остановит. Конечно же, не без проблем. В плане сценария фильму удивить практически нечем. Ходы узнаваемы, сцены читаемы. Порой настолько, что не просто знаешь, кто победит в поединке, а точно определяешь направление полёта побеждённого. Драматический фундамент сюжета небезынтересен для комикс-блокбастера, но поступок, лежащий в его основе, не оправдан ничем, кроме его необходимости для создания коллизии. Это, как если бы Парис украл Елену не ради любви, а ради осады Трои – интересный конфликт при невнятных мотивах.
При этом невозможно не согласиться с рецензентами, что визуально фильм очень красив. В маленькой выдуманной Ваканде множество живописных локаций. Населяющие её племена одеты в экзотические наряды всех цветов радуги. Боевые сцены и погони насыщены акробатикой, но при этом не мельтешат. Юмора меньше, чем в других фильмах киновселенной Marvel, но в предыдущих семнадцати фильмах его было достаточно, чтобы на этот раз попробовать снизить его количество хотя бы ради эксперимента. Традиционное камэо Стена Ли, пожалуй, самое скучное за все эти годы. Разочарует фанатов своей мизерной информативностью и вторая сцена после титров. Не бойтесь спойлеров, в ней всего лишь показали, что Баки Барнс в Ваканде, а это всем интересующимся было известно ещё из фильма «Первый мститель: Противостояние». Актёрские работы на достойном уровне у всего занятого в фильме состава исполнителей. И на голову выше остальных у Энди Серкиса, сыгравшего террориста Уллиса Кло. Такая вот ирония жизни – во времена, когда роли скандинавских богов и древнегреческих героев раздают чернокожим, в фильме с практически полностью чернокожим актёрским составом всех переиграл англичанин.
КОММЕНТАРИИ