«Звёздные войны: Последние ошибки»

У Райана Джонсона получилось очень неоднозначное кино. Композиционно не ровное, красивое, но не всегда, местами эпичное до абсурда, в некоторых деталях технически устаревшее, но отчасти новаторское в пределах саги о далёкой-далёкой галактике. Критики довольны, простые зрители только наполовину. Неоднозначность эту хочется обсуждать, а это, видимо, и есть главное достоинство фильма.

В первую очередь это кино об ошибках. А раз так, то нечего удивляться, что оно не идеальное. Здесь ошибаются все сколько-нибудь значимые персонажи: Люк и Сноук, Рэй и Рен, Финн и По Демерон. Некоторые ошибаются последний раз в жизни. Почти не ошибаются разве что старухи, которые неожиданно стали у руля всего Сопротивления. Впрочем, от Сопротивления под их командованием остаётся как раз-таки всего ничего. В разгар битвы с ними панически советуется даже адмирал Акбар, верховный главнокомандующий Новой Республики и едва ли не лучший стратег в Галактике. В этом он видимо тоже ошибается, так как лично его такое поведение до добра не доводит.

Логика в боевых действиях отсутствует приблизительно полностью. Антагонисты не желают учиться на своих ошибках и по-прежнему страдают гигантоманией, почти не используя силы поддержки. Протагонисты всё так же крушат дредноуты силами отдельных личностей. При этом вторые впадают в депрессию при потере десятка истребителей, а у первых как будто бы есть чит-коды, позволяющие им бесконечно выставлять новые силы на поле боя. А поставщики оружия у них одни и те же.

Последнее, вкупе с рассуждениями Люка Скайвокера о природе Силы, давало надежду на то, что в новом фильме мы увидим переход от жёсткой дихотомии к более реалистичному, интересному и неоднозначному взгляду на учение джедаев и ситхов. Но нет, пока всё остаётся всего лишь чёрно-белым, без полутонов. Посреди борьбы тёмных со светлыми лавирует только новый персонаж Взломщик, которого мастерски сыграл Бенисио Дель Торо. Кроме него достаточно интригующе выглядит и образ Люка, разочаровавшегося в себе, ушедшего в изгнание, как его учитель Йода, и не желающего помогать не только Рей, но и даже своей сестре Лее.

К сожалению, далеко не все интриги новой трилогии раскрываются. Если вы надеялись выяснить, кто такие рыцари Рэн или Верховный лидер Сноук, то вас ждёт жёсткое разочарование. Фильм больше сосредоточен на характерах персонажей, на их поступках и внутренней борьбе, чем на истории фантастической вселенной. Учитывая современные тенденции отодвигать характеры на второй план, такой подход можно назвать правильным. Но и полностью забывать об антураже тоже нельзя. Для многих он даже важней. К примеру, о Силе нам известно то, что она пронизывает всё во вселенной, но не все существа способны ей управлять, а учить этому нужно с детства. Новая трилогия по сути отказывается от этой идеи не только с появлением Рэй, которая в мгновение ока выходит на уровень Кайло Рена и Люка, но и неожиданно наделяя Силой пожилую Лею. Всё это никак не объясняется, и мы вновь должны строить теории самостоятельно. С одной стороны, это составляет немалый интерес в «Звёздных войнах», но с другой, это уже начинает напоминать неуважение к зрителю и традициям, которые сложились вокруг франшизы за долгие годы.

Эти фильмы с самой «Новой надежды» делались, как современный эпос. А он далеко не всегда логичен, а часто даже полностью не логичен. Потому на некоторые нестыковки лучше просто не обращать внимания. Но иногда их многовато, как в «Последних джедаях». Всё же древние эпосы кажутся нам нелогичными потому что современный образ мышления отличается от того, что был у их авторов. Так что создать эпос искусственно в современных условиях задача крайне непростая. Тем более в условиях жёсткого рабочего графика современного Голливуда. Может быть имеет смысл отказаться от эпичности и снимать современную фантастику в рамках вселенной, где легендарный статус останется только у старых фильмов. Недаром ведь даже сам Люк в новом фильме говорит о том, что воспринимать его, как легендарного мастера джедая – это ошибка. Ошибка не только Рей, но и Леи, и всего Сопротивления. Да и откуда ему таковым стать, если школа была разрушена ещё до его рождения и толком поучить его не успел ни Оби Ван Кеноби, ни Йода. Возможно, прав и Кайло Рен, который призывает Рей, а может быть и всех поклонников саги к тому, чтобы уничтожить всё старое и забыть. Давайте все вместе подумаем об этом. Но главное, чтобы об этом подумал Райан Джонсон, которому доверили ещё одну, четвёртую трилогию «Звёздных войн». Вот уж кому теперь нельзя ошибаться.


Поделись!