Последнее время информационная война с США стала привычным состоянием ума отечественных СМИ и кухонных политиков. Естественно в гипотетической войне за Россией правда и победа. Проблема в том, что на другом континенте правда и победа за США. Вся эта обоюдоострая пропаганда сама по себе не страшна никому. Страшно станет, если кто-то решит проверить на практике за кем на самом деле правда и победа. И главный ужас не в том, что русские могут проиграть, а в том, что о победе вообще некому будет рассказывать.
Сегодня в рубрике «Антипропаганда» мы вспомним о том, что США не всегда были сверхдержавой, воевавшей исключительно на чужой земле и действующей с позиции силы. Относительно недавно этой страны не было вообще. Но современный мир так привык к сильным Соединённым штатам, что помнит только об их войнах с заведомо более слабым или ослабленным противником. А между тем история американской армии начиналась как раз с войны с противником гораздо более сильным.
Современная американская армия ведёт свою историю от 14 июня 1775 года, когда Второй Континентальный конгресс постановил назвать ополчение американских колонистов Континентальной армией. Война за независимость США на тот момент шла уже два месяца. Главнокомандующим был назначен Джордж Вашингтон, которого специально для этого произвели в генералы. 3 июля он принял командование и начал переформирование пятнадцатитысячной толпы вооружённых фермеров в боеспособную армию. Толпа при этом осаждала английский гарнизон в Бостоне.
На северном фронте, в Канаде, американцам ненадолго удаётся захватить Монреаль. Но при штурме Квебека 31 декабря 1775 года молодая армия терпит поражение. Генерал Ричард Монтгомери убит, полковник Бенедикт Арнольд ранен. К лету Монреаль потерян, а у Труа-Ривер американцы просто разбежались при виде превосходящих сил противника. Флотилия, на скорую руку организованная полковником Арнольдом, в двух столкновениях у острова Валькур была полностью уничтожена эскадрой сэра Гая Карлтона.
На южном фронте, в Северной и Южной Каролине, дела обстояли лучше, но там практически не было активных боевых действий. Основные события проходили на центральном фронте, в Нью-Йорке и Джерси. Там англичанам удалось эвакуировать гарнизон Бостона и в июле, практически одновременно с тем, как американцы провозгласили свою декларацию независимости, высадить на Статен-Айленд десант в 32 тысячи человек, в том числе 9 тысяч гессенских наёмников. Несмотря на все попытки укрепить Нью-Йорк и остановить наступление англичан, ополченцы всё же не смогли оказать серьёзного сопротивления регулярным войскам.
После поражения в Лонг-Айлендском сражении, которое так и осталось крупнейшим в войне за независимость США, Джордж Вашингтон 12 сентября 1776 года решает оставить Нью-Йорк. 15 сентября американцы биты у Кипс-Бей, 16 сентября вытеснены с Гарлемских высот, 28 октября проигрывают битву при Уайт-Плейнс, в середине ноября теряют Форт-Вашингтон и Форт-Ли, а генерал Чарльз Ли почти без боя сдаётся под Морристауном. В итоге к декабрю 1776 года от Континентальной армии остаётся только 3000 человек, Конгресс бежит из Филадельфии в Балтимор и в отчаянии предоставляет Джорджу Вашингтону диктаторские полномочия.
В череде поражений практически теряется из виду первое в истории военное применение подводных аппаратов. В одноместной подводной лодке конструкции Дэвида Бушнелла сержант Эзра Ли атакует английские корабли, стоявшие у Статен-Айленда. Атака не увенчалась особым успехом, но вызвала изрядную панику.
После всего этого можно представить, насколько смехотворной бумажкой казалась в Лондоне декларация независимости США. Какие шансы могли быть у потрёпанных ополченцев против намного большего экспедиционного корпуса профессионалов? Стремящиеся к нулю. По сути в этот момент истории могло случиться так, что не было бы сейчас на карте мира никаких штатов Америки. Напомним, что Британская империя на тот момент являлось крупнейшим государством в мире, которому последний раз серьёзно угрожали разве что испанцы в 1588 году, когда неосмотрительно назвали свой флот «Непобедимой армадой». Поэтому не удивительно, что командующий английскими войсками в Северной Америке генерал Уильям Хоу, уверенный в скорой победе, уходит на зимние квартиры.
А Джордж Вашингтон не уходит. Вместо этого 26 декабря 1776 года, в ночь на Рождество, он форсирует реку Делавэр на 14 километров севернее города Трентон и на рассвете стремительно атакует его гарнизон, состоящий из почти полутора тысяч гессенцев. Защитники потеряли 30 человек убитыми, включая полковника Иоганна Райлля. Нападавшими была захвачена тысяча пленных, много оружия и боеприпасов. При этом американцы потеряли пятерых ранеными и ещё двое замёрзли на смерть. Даже если мы имеем дело с искажением фактов и Вашингтон потерял в десять раз больше людей, это всё равно искусная победа.
Восьмитысячный корпус лорда Корнуоллиса немедленно выступил, чтобы с двух сторон зажать американцев между Трентоном и Пристоном. 2 января 1777 года, оставив бивачные костры гореть, Вашингтон ускользает от Корнуоллиса по старой дороге и на следующий день у Пристона разбивает меньшую часть сил английского лорда (2500 человек), которая шла к нему на соединение. Захватив в Пристоне военные склады, Вашингтон отступает к Морристауну.
В результате этого маломасштабного, но невероятно значимого для боевого духа Континентальной армии рейда, почти угасший огонь американской революции разгорелся с новой силой. В армию потянулись новобранцы. А поскольку Вашингтон стал угрожать коммуникациям англичан, они эвакуировали все гарнизоны северного и западного Джерси. Прусский король Фридрих II Великий, сам совершивший не мало тактических чудес в Семилетней войне, назвал эту маленькую кампанию одной из самых блестящих в истории.
Но это по сути было только начало войны за независимость. Молодая американская армия перенесла ещё немало поражений и критических ситуаций. Даже после битвы при Саратоге (1777 г.), которая считается первым крупным поражением британцев и переломным моментом войны, после которого Франция признала новое государство и позже вступила в активные боевые действия против Англии. У этой статьи нет задачи подробно описывать всю войну до 1783 года, хотя там было не мало интересного. И победоносная филадельфийская кампания генерала Хоу, и предательство героя Саратоги Бенедикта Арнольда, и подвиги Джона Пола Джонса. Задача статьи напомнить о том, что у любой нации в истории есть моменты, когда победа доставалась крайне тяжело. Когда талант полководца и стойкость простого, даже совсем не опытного солдата, становились основой великого будущего. И уж коль скоро все мы до этого великого будущего дожили, давайте постараемся сделать так, чтобы до своего будущего дожили и наши дети. Для этого нужно не так уж много, всего лишь уважать друг друга.
КОММЕНТАРИИ