Сегодня, 13 сентября, в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, открывается выставка «Рафаэль. Поэзия образа». Это, пожалуй, центральное событие итальянского сентября в Москве. Первый осенний месяц в столице отмечен несколькими выставочно-музыкальными проектами из Италии, в том числе гастролями «Ла Скала» в Большом театре и экспозицией работ Джованни Баттиста Пиранези, которая через две недели дополнит выставку Рафаэля в Пушкинском.
Москвичам будет представлено 11 работ великого мастера эпохи Возрождения: восемь живописных произведений и три графических. Шедевры Рафаэля в таком количестве вывезли из Италии в Россию впервые. За последние 60 лет всего три его полотна попадали в столичный музей. При этом в составе временных выставок немецких и итальянских галерей. Только страховая стоимость некоторых из них достигает 100 миллионов евро! Электронные билеты на выставку раскуплены вплоть до октября. Из-за ажиотажа вокруг выставки в Пушкинском музее решили продавать билеты на сеансы. Продолжительностью они будут не более 45 минут. Кураторы уверены, что и за это время у зрителей будет возможность проверить, правда ли то, что о Рафаэле в один голос говорят специалисты: якобы художнику удалось найти формулу гармонии человека и с самим собой, и с окружающим миром.
«Это художник, который абсолютно ассоциируется с эпохой, эпоха ассоциируется с Рафаэлем, – прокомментировала куратор выставки Виктория Маркова. – Высокое Возрождение – это Рафаэль. Это не Леонардо, не Микеланджело. Либо все вместе, либо один Рафаэль, который выразил смысл, форму, содержание, дух эпохи».
Загадку Рафаэля вряд ли когда-либо раскроют. Как мальчик, лишившись обоих родителей к 11 годам, поставил себе цель стать большим художником и стал не просто большим, а великим? В условиях невероятной, практически невозможной, с сегодняшней точки зрения, конкуренции. Леонардо к тому времени уже написал «Джоконду», Микеланджело изваял непревзойденного Давида. Юный Рафаэль искал с ними встречи, переживал, волновался, создавая своих мадонн. И, в конце концов, вошел в тройку небожителей. Не обладая ни колоссальными познаниями первого, ни волей второго, он понимал, что уступает им во многих отношениях. Но пока эти индивидуальности были непредсказуемы в поступках и недоступны своим мышлением обычным людям, кроткий Рафаэль расположил к себе публику высших социальных слоев, не имея недостатка в выгодных заказах.
Среди произведений, вошедших в экспозицию, автопортрет 1505 года, изображения супругов Дони, «Немая», рисунок к Мадонне Грандука и, в качестве жемчужин выставки, сама Мадонна Грандука и «Экстаз святой Цецилии».
Действительно, для многих Рафаэль остается мастером ясноликих Мадонн, известных настолько, что уже трудно оценивать их художественное качество. Тем более этот образ размножен бесчисленными подражателями. Дешевые репродукции, развешанные повсюду, заставляют сомневаться в достоинствах общепонятного, слишком бесспорного искусства. На самом деле кажущаяся простота художника — плод глубоких раздумий, точного расчета, самоконтроля. С помощью этой уникальной выставки зрители наконец-то смогут увидеть не репродукции Рафаэля, а подлинники.
«Видеть полотна Рафаэля в музее – это совсем другое дело, нежели смотреть их на смартфоне или на старой купюре в 500 тысяч лир. Каждый посетитель выстроит свою собственную визуальную связь», – говорит научный руководитель выставки, директор галереи «Уффици» Айке Шмидт.
Выставка будет работать до 11 декабря. Спешите видеть.
КОММЕНТАРИИ