Хеттская держава была одной из самых влиятельных сил на карте Древнего мира. Здесь появилась первая конституция, хетты первыми использовали боевые колесницы и почитали двуглавого орла. Но в конце II тысячелетия до н. э. эта древняя империя в одночасье исчезла.
Государство хеттов было одним из самых могущественных царств Древнего мира, оно простиралась от Восточной Анатолии до Эгейского моря на западе и от Чёрного моря на севере почти до Леванта. Империя хеттов поглотила царство Митанни, завладела Северной Сирией, колонизовала западную окраину Малой Азии и конкурировала за владычество с самим Египтом. Колониальная и завоевательная политика хеттов была характерна тем, что они стремились решить территориальные конфликты не за счет военных побед, а при помощи дипломатии. Именно при помощи заключения договоров хеттов с представителями элиты соседних государств к державе были присоединены Алалах и Хальпа, Тархунтасса и Каркемиш. Немецкий историк Франк Штарке писал о хеттах: «Если никакие мирные требования не помогали, хеттский царь предупреждал своего противника: «Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу». Хетты не брали с покоренных земель неподъемной дани и даже часто оставляли у власти аннексированной территории прежнего правителя, лишая его, однако, права на проведение независимой политики.
Самым сильным противником Хеттской державы был Египет. В 1275 году до нашей эры недалеко от сирийского города Кадеш состоялось сражение между войсками Рамзеса II и хеттским войском Муваталли II. Эта битва стала первой в истории, чьё описание мы можем видеть в источниках обеих воюющих сторон и последней битвой в истории Бронзового века – хетты уже использовали железное оружие. Долгое сражение так и не привело ни к чьей победе. Муваталли предложил египетскому фараону перемирие, Рамзеc согласился. Хеттские источники приписали в итоге победу хеттам, египетские – египтянам.
Хетты покорили Арцаву, Аххияву, Мису, Вилусу и другие государства на западе Анатолии. Но покоренные восстали и вступили с жившими на островах Эгейского моря «народами моря» антихеттскую коалицию. Между 1200 и 1190 годами до н.э. они дошли до столицы хеттов Хаттусы. Долгое время предполагалось, что город был взят штурмом и разрушен. Однако недавние раскопки под руководством Юргена Зеера и Андреаса Шахнера показали: перед тем как город был окончательно разрушен, большинство его обитателей уже ушло, взяв с собой свои вещи. Следовательно, захватчики были всего лишь мародерами, разграбившими оставленный город.
Хетты очень трепетно относились к юридическим вопросам, поскольку считали, что договоры заключаются не только между людьми, но и перед богами. Нарушение закона приравнивалось к оскорблению богов. Хеттские законы были святыней, их высекали на табличках из железа, серебра и золота, хранили в храмах. В царские дворцы же отправлялись только глиняные копии законов, по которым мы сегодня можем судить о юридической системе хеттов. В хеттских законах много интересного. Так, правитель захваченной территории заключал договор со «страной хеттов». Именно со страной, а не с правителем державы. Государство хетты чтили больше, чем правителя, который не правит страной, а только служит ей. В этом принципиальное отличие Хеттской державы от восточных деспотий Древнего мира. Первая известная истории конституция была создана хеттами – указ царя Телепину (около 1500 года до новой эры), он реформировал систему передачи власти в стране и описывал действующие органы управления, четко разграничивая их полномочия. Царь был символом единения страны, тулия – совет старейшин – был советом министров и полководцев, панкусом назывался военный совет, куда входили члены рода, высшие сановники и воины. Панкус также можно считать первым конституционным судом, в спорных случаях он решал вопросы престолонаследия и имел право голоса при выборе наказаний для преступников. По принципам своей работы Панкус можно сравнить с германским тингом. То разграничение прав, которое утвердил царь Телепину, сохранялось в Хеттской державе три века, вплоть до её падения.
Серьезное исследование истории Хеттской державы началось только в XX веке. В 1906 году был обнаружен Богазкёйский архив царей Хатти, в 1915-1916 годах чешский лингвист Бедржих Грозный расшифровал хеттскую письменность. Проблемой для историков стало то, что хетты никогда не сообщали точные даты. В их «таблицах о мужественных деяниях» царей много пометок «на следующий год», но год отчета неизвестен. Хетты не отсчитывали своей истории с определённого момента и не отмечали времени правления своих правителей. Хронологию Хеттской державы мы знаем по источникам её соседей.
Религия хеттов была смесью местных и государственных культов. Верховным богом считался бог грозы Тешибу. Его изображали с молнией и топором в руках, в виде возничего колесницы, запряженной быками. Пантеон хеттских богов был обширен и мог видоизменяться в зависимости от доминирования того или иного культа. Почитались у хеттов и изображения животных. Так, хорошо нам известный двуглавый орел пошел именно от хеттов. Богослужения хетты проводили как в святилищах под открытым небом, так и в храмах.
В Хеттской империи было распространено восемь языков. На хеттском и аккадском говорили цари во время официальных церемоний, на хурритском обычно писались тексты. Словари, которыми пользовались писцы, составлялись на основе шумерских знаков. Уже упоминавшийся чешский лингвист Бедржих Грозный в 1915 году доказал индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков. Дальнейшие исследования выявили, что от этих языков происходили ликийский, карийский, лидийский, сидетский и ряд других языков Малой Азии I тысячелетия до нашей эры. Интересно, что в хеттском языке практически перед каждым словом ставилось «nu». Если Вы вдруг скажете «ну» в качестве слова-паразита, можно сослаться на свои хеттские корни.
Остается вопрос: куда исчезли хетты? Иоганн Леман в своей книге «Хетты. Народ тысячи богов» приводит версию того, что хетты ушли на север, где ассимилировались с германскими племенами. Тацит упоминал хеттов в своем описании германских племен. Он писал: «По сравнению с другими германцами хатты чрезвычайно благоразумны и предусмотрительны… И что совсем поразительно и принято лишь у римлян с их воинской дисциплиной, больше полагаются на вождя, чем на войско». Но это всего лишь версия. Доподлинно современным историкам это неизвестно.
КОММЕНТАРИИ