С 4 марта в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина начала работу выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». Это первая в истории России выставка династии Кранахов. Не ждите до мая, когда на выставку придёт Путин и очередь в музей в последние дни работы выставки выстроится до Кремля.
Любителям художественного искусства будет представлено 48 живописных работ и свыше 50 листов графики одной из самых знаменитых европейских мастерских 16 века. В Москву работы прибыли из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта и Готы, бургомистру которой принадлежит идея выставки. Центральной фигурой собрания, конечно же, стал Лукас Кранах Старший, основатель Саксонской школы живописи, мастер портретов, библейских и жанровых композиций, соединивший в своём творчестве художественные принципы Возрождения с немецкими готическими традициями.
Кранах Старший является полной противоположностью распространённым сегодня представлениям о художнике, как о бедном человеке, почитающим искусство ради искусства. В относительно раннем возрасте он добился признания и стал придворным живописцем Саксонских курфюрстов. Позже получил дворянский титул и герб с драконом, который в стилизованном виде перекочевал на его полотна, как часть подписи, став своеобразным брендом Кранаха. В его мастерской работало более десяти художников, в том числе сын, а позднее внук. И они не стеснялись повторять собственные работы, чтобы продать всем желающим.
Кранах Старший также был владельцем типографии и аптеки, что вместе с мастерской делало его самым богатым бюргером Виттенберга, успевшего не раз побывать в кресле бургомистра. Он был деятельным энергичным человеком, сторонником Реформации и другом Лютера, финансировавшим перевод Библии на немецкий язык. Ему было доверено стать воспитателем будущего курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, с которым он годы спустя добровольно разделил изгнание, после поражения коалиции протестантских князей.
Творчество Кранаха оказало большое влияние на живописные школы немецкого Ренессанса, а века спустя и на Людвига Кирхнера, Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.
КОММЕНТАРИИ