KD9-3.7 по имени Джо

С момента выхода фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» прошло уже 35 лет, и он давно уже обрёл статус священной коровы для многих любителей кино. Однако эта без сомнения атмосферная и революционная для своего времени картина не то чтобы гениальна. И первая негативная критика, а также провал в прокате как бы намекают на это. «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва сделан с такой любовью к предшественнику, что повторяет его даже в этом – хорошо, но не гениально.

Если зритель не знаком с оригиналом или литературным первоисточником Филипа Дика, то это не страшно. Основные моменты пояснят в начале и по ходу фильма. В современном мире никто не будет заставлять пересматривать кино, вышедшее до рождения большей части целевой аудитории Голливуда. Но таковую надо сразу предупредить, что это совсем не «Терминатор», «Вспомнить всё» или «Особое мнение», так же основанные на произведениях Дика. «Бегущий по лезвию», как старый, так и новый – это тягучее и мрачное кино с минимумом боевых сцен и практически без юмора. На оба фильма можно насчитать ровно один гэг. Вместо созерцания взрывов и перестрелок здесь придётся кое-где немножко подумать. При этом конкретные ответы на поднятые здесь вопросы вряд ли будут найдены. Как и в первой части большинство вопросов в 2017 году остаются открытыми. И чтобы закрыть для себя хотя бы некоторые из них, лучше всё же ознакомиться с фильмом 1982 года. И если уж вы пойдёте на это, то стоит потратить полчаса и на три короткометражки, предваряющие новый фильм. Первые две снял Люк Скотт, сын Ридли, третья же принадлежит руке Синъитиро Ватанабэ, автору культовых анимэ-сериалов «Ковбой Бибоп» и «Самурай Чамплу».

При полном погружении в альтернативную реальность бездушных кожаных кукол и их живорождённых, но бесчеловечных хозяев, вы сможете по достоинству оценить прекрасную работу режиссёра Дени Вильнёва, оператора Роджера Дикинса и сценариста Хэмптона Фанчера. Последний, являясь автором сценария фильма 1982 года, сумел превзойти самого себя. Его новый сюжет смотрится даже интересней и, насколько это вообще возможно, динамичней. Вновь посеяв сомнения в происхождении главного героя, он не оставляет их безвыходно корениться у зрителя в голове, но позволяет взойти неожиданным образом. И Райан Гослинг отлично справляется с этой непростой ролью репликанта или человека. Так же хорош и Харрисон Форд в роли уже теперь точно человека Рика Декарда. Да и в целом к актёрскому составу претензий нет, а Карла Юри в небольшой, но ключевой роли дизайнера воспоминаний так и вовсе чудесна.

Мотив фальшивых воспоминаний в новом фильме занимает ещё более значимое место, чем в первом Blade Runner’е. Его поклонникам будет приятно понаблюдать за отсылками к нему. Здесь есть лошадка, бумажная фигурка овцы, слепой создатель, сыплющий цитатами из Библии, ползущая по руке пчела и тест с почти хаотичным набором слов, который на самом деле является цитатой из Набокова, а кроме того фигуры первых андроидов, похожих на Создателей из «Прометея» того же Ридли Скотта. И это наверняка ещё не все шифровки, помещённые в фильм. Их поиск придаёт просмотру дополнительное удовольствие.

И тем не менее, если рассматривать «Бегущего по лезвию 2049» только в качестве продолжения оригинальной картины, что вполне логично, то это несомненная удача Вильнёва. Он сумел сохранить стилистику и атмосферу, созданную Скоттом, удачно продолжил сюжет, привнеся в него и свои нотки. Однако, если вам захочется посмотреть умную и по-настоящему оригинальную фантастику последнего времени, то лучше, наверное, взять «Прибытие». Впрочем, «Прибытие» тоже снял Вильнёв. И будет очень хорошо, если ему доверят ещё одну культовую фантастику – «Дюну».


Поделись!