«Аннигиляция» божьего промысла

Netflix продолжает захват плацдарма на рынке полнометражного кино. В конце прошлого года вышла «Яркость» с Уиллом Смитом. 8 февраля стал доступен «Парадокс Кловерфилда». Чуть больше месяца спустя, 12 марта, опубликована лента «Аннигиляция». Такая скорострельность объясняется просто. Если «Яркость» была снята непосредственно для Netflix, то следующие два фильма эта компания выкупила у студий, которые после тестовых показов решили, что в прокате те, скорее всего провалятся. Возможно, они были правы. «Парадокс Кловерфилда» не впечатляет. Да и у «Аннигиляции» на больших экранах, пожалуй, было не много шансов заработать. Но всё же на неё стоит обратить внимание.

В первую очередь ради его режиссёра Алекса Гарленда. «Аннигиляция» всего лишь второй полнометражный фильм в его биографии, но дебютный – камерный сай-фай «Из машины» — в 2016 номинировался на «Оскара» за лучший сценарий и удостоился этой награды за лучшие визуальные эффекты. Также Гарленд известен, как писатель. Самый известный его роман «Пляж» был экранизирован Дэнни Бойлом с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Актёрский состав «Аннигиляции» тоже не на ноунеймах держится. Здесь Оскар Айзек (По Демерон из новой трилогии «Звёздных войн»), Тесса Томпсон (Валькирия из «Тора 3»), Дженнифер Джейсон Ли (преступница Дейзи Домерг из «Омерзительной восьмёрки» Тарантино) и наконец, сыгравшая главную героиню, Натали Портман, которая не нуждается в дополнительном представлении. И почему же всё это великолепие не было допущено до широкого проката?

Потому что фильм очень неспешный, спокойный и неоднозначный. И это при том, что по сюжету на Землю падает метеорит, странное поле которого начинает потихоньку поглощать нашу планету и в зоне его влияния происходит всякая чертовщина. Теоретически происходит, ведь ни одна экспедиция не вернулась. Вернулся только Кейн, муж биолога Лины. Но он пропадал в этой зоне, так называемом «Мерцании», около года и находится при смерти. Лина, не мыслив жизни без своего благоверного, присоединяется к команде женщин учёных, чтобы отправится в очередную самоубийственную экспедицию в надежде выяснить природу инопланетного явления и вылечить мужа.

То, что их там ждут мутанты крокодилов и медведей, а также деревья в форме людей, не так важно. Это не картина действий и спецэффектов, хотя последние здесь небезынтересны, это картина намёков, знаков и внутреннего саморазрушения. В ней нет прямых ответов на вопросы, которые, как и всё остальное в «Мерцании», преломляются и реплицируются в иных формах. Это кино для внимательного зрителя. Именно поэтому в прокате оно бы не окупилось. Тут никто не будет крошить толпы пришельцев из пулемёта. Хотя пулемёт есть, но он тяжеловат. И пришельцы есть, но пришельцы это или галлюцинации главных героев каждый решает для себя сам.

Большинство любителей фантастики увидят в «Аннигиляции» прямые ассоциации со «Сталкером» и «Солярисом». Но особо искушённые поклонники жанра в первую очередь вспомнят повесть Филипа Хосе Фармера 1954 года The God Business («Божье дело», «Божий промысел», «Бизнес бога» в разных переводах). И хотя настроение «Аннигиляции» больше соответствует двум первым примерам, само воздействие аномальной зоны на людей напоминает скорее второй – они меняются не только психологически, но и физически. И, может быть, влиянию этой зоны не надо сопротивляться, пытаясь вернуть прежнюю, по сути уже не нужную жизнь, а можно принять его, измениться, и жить счастливо? Это, возможно, получилось только у героини Тессы Томпсон. Вопрос, опять же, открытый. Как и то, совершает ли Бог ошибки или наше стремление к аннигиляции на самом деле стремление к новой жизни.


Поделись!