А не поставить ли новенькую плазму на место старого книжного шкафа?

Что же лучше: книга или экранизация того или иного романа? – вопрос настолько извечный и неразрешимый, что, скорее, мы узнаем курица или яйцо появились раньше, нежели найдем истинный ответ на вопрос о превосходстве в паре «кинематограф-литература». И хоть сторонников того, что «книга определенно лучше любого воплощения на экране» в количественном отношении больше, статистика последних десятилетий может говорить об обратном: люди всё чаще скачивают и смотрят фильмы и всё реже читают серьезную художественную литературу. Не правда ли, интересно, почему, осознавая «посредственное» качество любой экранизации, люди всё равно смотрят фильмы? Возможно, ответ кроется в противоречивости человеческой натуры или же в субъективности каждого зрителя и читателя. А, может быть, дело в том, что порой киноленты действительно способны «потягаться» с литературными первоисточниками. Предлагаем вашему вниманию 10 киносаг, которые на деле оказались объективно не хуже книжных оригиналов!

«Форрест Гамп» (1994, режиссер – Роберт Земекис). Многие отмечают, что экранизация книги Уинстона Грума в разы превзошла оригинал. Ведь в книге вы уже не увидите того наивного, трогательного и доброго парня, да и едва ли он будет вызывать большую симпатию. Фильм же стал всемирным феноменом, который даже сейчас, спустя 20 с лишним лет, хочется пересматривать снова и снова.

«Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008). Рассказ Фрэнсиса Скотта Фицджеральда занимает всего пару десятков страниц. В этой небольшой истории совсем кратко рассказывается, как сложилась необычная судьба Бенджамина. Гениальная фантазия Фицджеральда в фильме Дэвида Финчера получила вторую жизнь, немного более интересную и яркую, нежели на бумаге. Фильм, без сомнения, дает больше пищи для размышлений и ключей к тем дверям, которые автор оригинального рассказа так и не открыл.

«Собачье сердце» (1988, режиссер – Владимир Бортко). Книга Михаила Булгакова, безусловно, шедевральна. Однако фильм снят так изумительно, а актеры подобраны настолько удачно, что именно здесь удалось передать всю эмоциональную составляющую печатного произведения. Многие отмечают, что визуальное решение добавляет массу ощущений к колориту характеров и от этого, конечно же, только выигрывает.

«Побег из Шоушенка» (1994, режиссер – Фрэнк Дарабонт). Книга «Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка» Стивена Кинга восхищает многих. И пусть в ней нет особо сложных размышлений, да и эмоции, прямо сказать, из нее не сочатся, но она берет за живое. Наверное, именно из таких книг и рождаются шедевры кинематографа. Фильм, снятый по этой истории, занимает верхние позиции едва ли не всех списков «обязательного просмотра» и «лучшего кино в истории мирового кинематографа». Это тот редкий случай, когда темы, косвенно затронутые в книге, получили развитие в картине.

«Великий Гэтсби» (2013, режиссер – Баз Лурман). Ох уж, этот Фицджеральд! Его история, несомненно, хороша. Но одноименный фильм добавляет множество красок, более ярких ощущений, помогает лучше понять книгу, возможно, даже лучше прочувствовать героев, осознать их внутреннее состояние и разобраться в их мыслях.

«Семнадцать мгновений весны» (1973). Небольшую, но увлекательную книгу Юлиана Семенова Татьяна Лиознова умудрилась растянуть на 12 серий, не «навредив» при этом материалу и ничуть не утратив напряженности киноповествования. Замечательно подобранные актеры раскрыли характеры героев и придали яркости достаточно сдержанному повествованию книги.

«Разрисованная вуаль» (2006, режиссер – Джон Керран). Книга Уильяма Сомерсета Моэма была посвящена в основном главной героине Китти и была, по сути, романом о воспитании чувств. В фильме режиссер смотрит на вещи чуть более широко – здесь и о том, что любовь нечаянно нагрянет, и о привычно снисходительном западном взгляде на Восток, и о чести, благородстве, мужестве и прочих подобных вещах. Эта человеческая история безукоризненно разыграна всеми актерами.

«Челюсти». В 1975 году Стивеном Спилбергом по мотивам романа Питера Бенчли «Челюсти» был снят одноименный фильм, побивший многие рекорды кинопроката и ставший «первым летним блокбастером» в истории. Это именно тот случай, когда из довольно обычного романа удалось сделать действительно зрелищную и динамичную картину.

«Интервью с вампиром» (1994, режиссер – Нил Джордан). Прекрасный, трогающий за душу фильм. В целом, вы вряд ли что-то потеряете, если ознакомитесь только лишь с киноверсией – она с потрясающей точностью повторяет книжную, вплоть до одежды, случайных фраз и переживаний героев. Ну или как минимум фильм приведет вас в такой же восторг. Концовка книги и концовка фильма несут абсолютно разную идею. И весьма сложно понять, что лучше.

«Место встречи изменить нельзя» (1979). Надо сказать, что эта экранизация книги Вайнеров «Эра милосердия» достаточно точная. Блистательные реплики перенесены в сценарий практически дословно; сюжетно и организационно – все на высоте. Но просто удивительно, как Станиславу Говорухину удалось снять настолько динамичный, захватывающий, эмоциональный фильм, взяв за основу достаточно сдержанный детектив.


Не исключено, что еще один грядущий и уже нашумевший блокбастер станет любимчиком зрителей, которые далеки от мира комиксов.


Поделись!